От студенческой скамьи до инженеров по ремонту подвижного состава
Однажды, когда Генри Форд проходил по своей фабрике, чтобы лично проконтролировать работу, он увидел, как один из рабочих – молодой парень лет шестнадцати, выполняя сложную операцию по перемещению многофутового элемента, светился от улыбки. «Юноша! – воскликнул удивленный Форд. – Я делаю автомобили уже более 25 лет, но никогда не видел, чтобы человек так был рад тяжелой работе. В чем секрет?» «Сэр Генри, я пришел сюда полгода назад, и тяжелый труд меня не остановит. Сейчас мне нелегко, но мы делаем лучшие в мире автомобили – ради этого стоит попотеть», – ответил воодушевленный парень.
Подготовка к международным чемпионатам по стандартам WorldSkills – тяжелый и порой изматывающий процесс. Но результат налицо, и это придает сил двигаться дальше. К моменту соревнований конкурсанты в компетенции «Технология железнодорожного транспорта» превратятся из обычных студентов практически в инженеров по ремонту подвижного состава и будут состязаться с лучшими представителями отрасли из других стран. Компетенция пока является презентационной, но уже участвовала в трех региональных чемпионатах и претендует на перевод в основные.
«Это первая железнодорожная компетенция в линейке чемпионатов по стандартам WorldSkills и на чемпионате мира в 2022 году будет представлена впервые. Мы не знаем, какой подвижной состав будет в Шанхае и какие неисправности будут заложены для поиска и устранения, поэтому готовим универсальных конкурсантов по разным направлениям», – рассказывает международный эксперт WorldSkills Russia в компетенции «Технология железнодорожного транспорта» Глеб Захаренко.
Работа по модулям включает в себя функционал нескольких слесарей по ремонту подвижного состава. Компетенция подразумевает мастерство многопрофильного специалиста, который хорошо разбирается как в механической части подвижного состава, так и в электрической, умеет строить логические цепочки относительно причин возникновения тех или иных неисправностей и эффективно выстраивать работу по их устранению.
«Я уже сейчас могу сделать вывод, что достиг больших результатов как в подготовке к чемпионату, так и в принципе в освоении профессии, – говорит конкурсант расширенного состава национальной сборной WorldSkills Russia Данила Ветров. – Для меня сложным моментом было понимание работы электрических цепей и в целом работы электрического оборудования. Тренировки проходят таким образом, что я стал разбираться и в этой области тоже, что, безусловно, поможет мне и в моей работе. Не так давно я устроился в депо Москва-2 Ярославская, где в межтренировочный период нарабатываю навык, необходимый для победы на чемпионате. Отдельно хочу отметить: чтобы стать участником сборной, конкурсант должен быть не только выше на голову самого лучшего студента, но и перенять в короткий срок мастерство у профессионалов с большим производственным стажем. Безусловно, основа подготовки – базовое образование, которое я получаю в своем колледже (Московский колледж транспорта). Также немаловажный фактор успеха – быть увлеченным делом и любить ремонт. То, что мы делаем на тренировке, а также физическая подготовка вне тренировочной площадки (бег на время, даже в непогоду), изучение иностранного языка и прокачивание своих soft skills – выходит за рамки обычного учебного процесса. Это тяжело и именно поэтому необходимо!»
Ключевой составляющей успешного выступления является подготовка в современных условиях высококвалифицированных конкурсантов, способных самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно действовать в условиях динамично развивающегося производства. Здесь важнейшую роль играет участие компании «Российские железные дороги» в части предоставления площадок для тренировки конкурсантов сборной, привлечения специалистов из числа сотрудников учебного центра и Дирекции скоростного сообщения в качестве тренеров. Благодаря их знаниям и вовлеченности в процесс конкурсанты чувствуют себя уверенно на площадках тренировки – в депо.
За основу тренировочных площадок взяты депо Адлер, Металлострой, Подмосковная, которые специализируются на обслуживании поездов «Ласточка» и «Сапсан».
«Год тренировок прошел практически незаметно, но успехи в достижении цели, на мой взгляд, значительные, – отмечает международный эксперт Глеб Захаренко. –Учитывая разное местонахождение депо по ремонту скоростных поездов, мы с конкурсантами перемещаемся между площадками Металлостроя (Санкт-Петербург), Адлера и Подмосковной (Москва). В каждом депо что-то свое: свои особенности работы, оборудование, подвижные составы. Ребята могут посмотреть, попробовать и сравнить разные методики и подходы, изучить процессы с разных сторон. Конечно, это полезный и уникальный опыт».
Впереди несколько месяцев напряженной работы по подготовке конкурсантов. Сделать предстоит еще очень многое. По мере появления новой информации от разработчиков компетенции задания в тренировочном процессе меняются, обновляются, а где-то и усложняются. Это тот случай, когда цель, безусловно, оправдывает средства. Цель любого участника национальной сборной не только в получении самой высокой награды на международном первенстве, но и в том, чтобы, становясь лучше каждый день, силой своего мастерства делать лучше весь мир.
А парень, начинавший с рутинной и тяжелой работы на заводе Генри Форда, стал директором одного из крупнейших автомобильных заводов, ведь он так много для этого сделал.