Максим Усынин: «WorldSkills — ядро образовательного процесса, которое в корне его меняет»
Оказывается, чтобы изготовить эффектную продающую витрину оформителю недостаточно обладать навыками дизайнера и художественным талантом. Ему нужно гармонично соединить в себе психолога, маркетолога и дизайнера, а для реализации самых оригинальных идей на время перевоплотиться в мастера-декоратора. О наборе навыков, которыми владеет профессиональный визуальный мерчандайзер, о тенденциях, об использовании современных технологий и о будущем профессии мы поговорили с международным экспертом WorldSkills Russia по компетенции «Визуальный мерчандайзинг», первым проректором Международного института дизайна и сервиса, кандидатом педагогических наук Максимом Валерьевичем Усыниным.
— Максим Валерьевич, насколько специалисты визуального мерчандайзинга сейчас востребованы в России?
— Для России это совершенно новый рынок. Но вместе с тем развитие ритейла в нашей стране сделало специалистов визуального мерчандайзинга востребованными на рынке труда. Ведь они приносят фактическую прибыль магазину. Согласитесь, хорошо оформленная витрина увеличивает трафик покупателей в разы. К сожалению, еще не все представители отрасли это понимают. Однако экспертное сообщество вместе с профессионалами старается менять ситуацию, показывая на реальных бизнес-кейсах, что оформители витрин — это поставщики дохода, да еще и с минимальными затратами на свою деятельность.Эту формулу давно поняли крупные международные бренды. Они вкладываются в оформление витрин, зная какой финансовый эффект потом получат.
Добавлю, что профессия «визуальный мерчандайзер» является универсальной. Она формируется из набора таких компетенций, которые применимы во многих областях: это и дизайн в 3D, и дизайн малых архитектурных форм, и графический дизайн. Мы ее называем дизайнерским многоборьем.
— Ключевой навык визуального мерчандайзера — дизайн?
— Нет, я бы так не сказал. Здесь важна эффективная комбинация дизайнера, психолога и специалиста по Customer Development [развитие потребителей]. То есть способность через осмысление поведения клиента создавать под него соответствующие решения. В нашем пониманиивизуальный мерчандайзер — такой типичный траблшутер.
— В каких сферах реализуют себя ваши ученики?
— Большинство ребят, которые прошли подготовку в национальной сборной WorldSkills Russia по нашей компетенции или добились результатов на нацфиналах, нашли достойную работу. Например, выпускники нашего института реализуют собственные проекты. Саша [Александр Навальнев, серебряный призер финала национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2017 году] занимается дизайном интерьера и ведет курсы для детей. Умар с Настей [Умар Нуршинов, серебряный медалист мирового первенства WorldSkills Abu-Dhabi 2017, и Анастасия Распопова, победительница чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 и европейского чемпионата EuroSkills Budapest 2018] создали свой стартап по оформлению пространства 3D-моделями из бумаги. Мы их поддерживаем и помогаем развиваться.
— Насколько эта профессия применима к интернет-магазинам? Есть ли различия в технологии работы в офлайне и онлайне?
— Мы уверены: как только технологии дополненной виртуальной реальности станут привычными для пользователей, произойдет взрыв спроса на нашу профессию. Ведь уже сегодня мы видим, как в Китае шьют одежду по индивидуальным электронным меркам — фигура клиента вносится в специальное программное обеспечение производителя, а примерка изделий проходит виртуально.
Те знания и навыки, которые получают ребята: композиция, работа с пятном, со светом, с цветом — будут еще более актуальны в онлайне. Ведь от того, насколько качественно будет реализована, условно говоря, 3D-примерочная или, как говорят игровики, сцена, будут зависеть продажи того или иного товара.
Более того, когда мы обсуждали модули Future Skills, мы говорили, чтоуправление большими данными и искусственный интеллект — это тоже наша история. Ведь тренды уже формируются на основе больших данных. Соответственно, с помощью анализа поведения и привычек людей в социальных сетях мы в сотрудничестве с дизайнерами сможем создавать кастомизированную одежду и виртуально помещать потребителя в необходимый контекст. Вот за этим будущее.
— Какие сейчас существуют тренды в оформлении витрин?
— Все должно быть «инстаграмбл» — вот самый что ни на есть актуальный тренд. Теперь любой ритейлер должен сделать так, чтобы покупатели на фоне его витрины делали селфи и размещали сторис или посты в социальных сетях. Если кто-то этому тренду не следует, он вылетает с рынка.
Поэтому сегодня и мы, когда проводим обучение в Академии Ворлдскиллс России и в национальной сборной, акцентируем внимание именно на этом критерии. Все остальное уже вторично. Безусловно, композиция, пропорция, баланс, теплохолодность — это основы. Но современный специалист обязательно должен представлять, как витрина будет смотреться во всех популярных социальных сетях.
— Какими навыками необходимо обладать, чтобы из витрины создать произведение современного искусства, как это делают известные магазины за рубежом и ряд крупных универмагов у нас в стране?
— Картина картиной, но витрина в первую очередь должна работать на товар. Потенциальные покупатели не должны просто сфотографироваться и уйти. Соблюдение баланса привлекательности витрины для социальных сетей и стимула зайти в магазин и совершить покупку — вот базовая задача современного визуального мерчандайзера.
Чтобы понять технологию создания эффектной витрины, предлагаю пройтись по конкурсному заданию чемпионата WorldSkills, ведь оно как раз составлено на основе реального рабочего процесса.
— Расскажите, с чего участники начинают процесс работы?
— Начинают участники с исследовательского модуля, где знания психологии им очень пригодятся. Они получают описание целевой аудитории, товар и тему для оформления витрины, например «Выходной на набережной», как на чемпионате мира. Ребята анализируют аудиторию, определяют, какие фишки на эмоциональном уровне смогут зацепить так, чтобы каждый потенциальный покупатель подумал, что это витрина именно для него. На этом этапе также важны прокаченные навыки по поиску информации в интернете. Ведь всего за 20 минут участникам необходимо сформировать такие запросы, чтобы оперативно получить релевантную визуальную информацию для создания мудборда [доска настроения]. Далее конкурсанты с помощью технологии майнд мэпинга [техника визуализации мышления] аккумулируют все идеи вокруг целевой аудитории и темы: собираются тренды, цвет, ритм и прочее.
Затем участники приступают к скетчингу: в быстром темпе делают наброски будущей витрины. На чемпионате мира Настя сделала, по-моему, 12 скетчей, то есть 12 разных идей. Мы, эксперты, учим ребят рисовать наброски за одну минуту именно карандашом, то есть ставим руку. Ведь ни с помощью стилуса, ни какого-либо другого приспособления так не получится.
А вот на следующем этапе нужны знания и опыт работы в специализированных программах, таких как Photoshop или Illustrator. Участники должны качественно визуализировать свой финальный эскиз, ориентируясь на то, что это должно быть представлено реальному заказчику. Представьте, международный бренд одежды объявил конкурс на витрины. Приходят пять дизайнеров и представляют свои концепции, и от ее качества зависит, получишь ты заказ или нет.
Заключительный этап, а я ведь говорю только про первый исследовательский модуль, на который дается три с половиной часа, — это дизайн-обоснование. Участники в сжатой форме должны объяснить эксперту использование цвета, ритма, композиции, реквизита и прочее.
— А как изготавливаются витрины?
— Непосредственное изготовление витрины состоит из нескольких основных действий. Это покраска и маскинг, то есть соприкосновение двух цветов. Объясню на примере. На чемпионате Европы мы делали лицо девушки в тени, использовав сложный серый цвет с добавлением розового. И если один цвет хоть на полмиллиметра будет не идеально прилипать к другому, то это считается ошибкой. Работают конкурсанты и с винилом — вырезают на плоттере текст рекламы, который, кстати, еще надо самим придумать и расположить так, чтобы раскрыть идею и мотивировать покупателей. Более того, ребята должны уметь работать инструментами, такими как лобзик, шуруповерт, дрель. Настя на чемпионате мира сделала объемный парусник с мачтами и парусами. За время подготовки она около километра лобзиком испилила вручную. Почему это важно? Потому что если визуальный мерчандайзер владеет всеми этими навыками, то он, условно говоря, может создать шикарную витрину, не хуже, чем это делают мировые люксовые бренды. Эти объемные композиции заказчику стоят на самом деле очень дешево. Фанера, краска — это все недорого, а получается очень эффектно. Вот таким набором навыков должен обладать специалист. Не зря эта компетенция считается одной из сложных. Хотя, казалось бы, витрина.
— Конкурсантам необходимо еще и в модных трендах разбираться?
— Да, обязательно. Участники должны ориентироваться в модных тенденциях, чтобы сделать современную капсульную коллекцию. Более того, они должны следовать трендам в прическах, макияже и даже в тату. Это все должно быть воплощено на манекене.
— Какой карьерный путь ждет молодого специалиста? Вот он выпустился из учебного заведения... И как дальше он может строить свою карьеру?
— Как я уже говорил, он может быть стилистом, байером, непосредственно визуальным мерчандайзером, уйти в графический дизайн, дизайн интерьера или городской среды. Ведь на самом деле витрина и городская среда — это об одном: про потребителя и его пользовательский опыт, а также истории.
— Какие возможности движение WorldSkills Russia открывает для участников?
— Если смотреть на тех ребят, которые прошли WorldSkills, то некоторые стали тренерами национальной сборной. Кто-то создает собственное дело. Также перед ребятами открываются большие перспективы в образовании. Когда у тебя много навыков, то ты сам определяешь свой путь — никто другой это не сделает. Например, специализироваться в 3D-моделировании, в хард скиллс, которые у тебя есть, или в покраске. Сейчас спрос на декораторов огромный. Поэтому я и говорю, что те универсальные навыки, которые ребята получают, могу применяться в разных профессиях.
— А для экспертов? Для вас лично?
— Для нас WorldSkills — это ядро образовательного процесса, которое в корне его меняет. Я работаю проректором одного из крупнейших частных вузов страны, и мы используем технологии и стандарты WorldSkills для подготовки студентов как на программах высшего образования, так и на программах среднего профессионального образования. Сто процентов студентов обучаются по этим технологиям. А так как я веду и научную деятельность, в которой сферой моих интересов является опережающая подготовка, то для меня WorldSkills — полигон, где можно опробовать современные образовательные технологии, позволяющие сократить срок обучения с повышением качества в разы. Те технологии, которые отрабатываются в национальной сборной, потом транслируются на всю систему образования. Безусловно, это и возможность позиционировать российский дизайн на международном рынке. А для меня лично — учиться и учить своих коллег во всем мире.
Я являюсь международным экспертом уже пять лет, прошел четыре чемпионата. Могу с уверенностью сказать, что движение WorldSkills — это отличный шанс непрерывно находиться в позиции ученика. То есть ты постоянно должен осознавать, что, оказывается, ты много чего не знаешь, а то, что знаешь, уже давно устарело. Поэтому для меня, как для эксперта, это возможность как сохранять, так и получать новые знания.