Разметка строительной площадки

Бетонные и строительные работы

На качество будущей бетонной конструкции влияет много факторов, и правильно сделанная разметка ― один из них. Если все линии построены верно, то и конструкция получится ровной. Поэтому специалисту по бетонным работам важно уметь читать рабочие чертежи и делать разметку строительной площадки по ним.
Глоссарий
Для успешного освоения материала рекомендуем вам изучить следующие понятия:
Масштаб раскладной
Складная линейка, с помощью которой определяют пропорции и расстояния, замеряют плоские поверхности, один масштаб переводят в другой, а также измеряют объекты в чертежах
Мелованная (отбивочная) нить
Разметочный инструмент для нанесения прямых длинных линий на плоских поверхностях. Представляет собой закрытый моток веревки, в который засыпана мелкая крошка мела
Разметка площадки
Очерчивание контура чистового размера бетонной конструкции
Карта разметки
Выстраивание очередности действий: как вы будете наносить разметку, от какой линии отталкиваться, какая линия пойдет первой, и куда и как пойдут последующие
Угольник
Чертежный, слесарный, столярный инструмент для построения углов. Обычно представляет собой прямоугольный треугольник с острыми углами. Является разновидностью линейки
Видеолекция
Конспект

Что нам понадобится для выполнения разметки
Рулетка
Масштаб раскладной
Угольник
Мелованная нить
Процесс выполнения разметки
1. Изучаем рабочий чертеж и, отталкиваясь от него, чертим карту разметки.
2. Приступаем к разметке согласно начерченной карте. Отбиваем основную линию и параллельную с ней на расстоянии, равном толщине стены. Для этого натягиваем мелованную нить с обеих сторон, приподнимаем ее по центру и отпускаем, чтобы нить ударилась о поверхность и оставила четкую, ровную линию. Длина получившейся линии должна быть больше, чем длина стены. Этот запас пригодится нам далее.
Важно
Нужно хорошо натягивать мелованную нить, чтобы она не болталась и не оставляла двойной линии
3. Чертим угол в 90°. Для этого используем правило Египетского треугольника, у которого стороны кратны 3:4:5. Для удобства построения начертим треугольник со сторонами 45, 60 и 75 см. Где 45 и 60 см ― это катеты, кратные 3 и 4 соответственно, а 75 см ― гипотенуза, кратная 5. Начинаем построение с катетов. От края основной линии отступаем 45 см.
4. Затем отмечаем размер 60 см примерно перпендикулярно основной линии и проводим небольшой радиус на конце.
5. После этого от другого края отрезка в 45 см чертим гипотенузу длиной 75 см и тоже проводим небольшой радиус.
6. Соединяем точку пересечения двух радиусов с точкой, от которой откладывали 60 см. У нас получится линия, перпендикулярная основной. Параллельно ей отбиваем еще одну линию на расстоянии, равном толщине стены.
7. Отмечаем на получившихся линиях нужный размер, ставим засечки и соединяем их.
8. Приступаем к построению второго торцевого угла. Для этого отмеряем длину будущей конструкции на основной линии и от нее откладываем отрезок произвольного размера. Он потребуется нам для построения угла в 45°.
9. Чтобы построить угол в 45°, нужно начертить прямоугольный равнобедренный треугольник, в котором одним из катетов будет отложенный нами отрезок. Второй катет мы построим с помощью угольника.
10. Соединяем оба катета и получаем гипотенузу, которая создает нужный нам угол в 45°.
11. Отбиваем линию на расстоянии, равном толщине стены, и параллельную гипотенузе.
12. Отмеряем на получившихся линиях длину этой части стены, ставим засечки и соединяем их.
13. Проводим контрольные замеры, чтобы убедиться в верности разметки.
В этом уроке вы научились строить карты разметки и производить разметку на рабочей зоне. Главное ― всегда контролировать свою работу, чтобы вовремя обнаружить ошибки или не допустить их вовсе. А сейчас проверьте свои знания, пройдя небольшое задание.
Интерактивное задание
Тест
Для закрепления полученных знаний пройдите тест
Стартуем!
В какой последовательности следует чертить треугольник для построения угла в 90°?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Для чего нужна мелованная нить?
Дальше
Проверить
Узнать результат
К сожалению, вы ответили неправильно
Прочитайте лекцию и посмотрите видео еще раз
Пройти еще раз
Неплохо!
Но можно лучше. Прочитайте лекцию и посмотрите видео еще раз
Пройти еще раз
Отлично!
Вы отлично справились. Теперь можете ознакомиться с другими компетенциями
Пройти еще раз